Кто отвечает за сохранность вещей в гостинице?
Гостиничное дело представляет собой важное ответвление туристической отрасли. Главное, чем гордятся сегодня собственники современных гостиниц — это количество звезд, которыми обладает их отель. Как показывает практика «звездность» не всегда гарантирует посетителю качественный сервис и комфорт. Поэтому сегодня и граждане, пользующиеся услугами гостиниц и организации, оказывающие гостиничные услуги, должны знать свои права и обязанности.
Все организации, оказывающие гостиничные услуги, должны подчиняться специальным правилам и соответствовать требованиям следующих нормативных актов:
- Закон РФ от 07.02.1992г. №2300-I «О защите прав потребителей» (далее – Закон РФ № 2300-1);
- Гражданский кодекс РФ (далее – ГК РФ);
- Постановление Правительства РФ от 18.11.2020 г. №1853 «Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации» (далее - Правила).
Возникает вопрос, несет ли ответственность гостиница за сохранность вещей постояльца.
В соответствии со ст. 925 ГК РФ, обязанность гостиницы по обеспечению сохранности вещей постояльца возникает автоматически с момента заселения постояльца. По сравнению с общими положениями о договоре хранения у отношений в связи с хранением в гостинице имеется особенность: отдельный договор хранения между гостиницей и постояльцем не заключается.
Объявления администрации гостиницы о том, что она не несет ответственности за не сохранность вещей постояльцев, противоречат положениям статьи 925 ГК РФ и не являются основанием для освобождения от такой ответственности (п. 4 ст. 925 ГК РФ).
Следовательно, Исполнитель (администрация гостиницы) отвечает за сохранность вещей потребителя в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 925 ГК РФ обязанность гостиницы обеспечить сохранность вещей постояльцев не распространяется на следующие виды вещей: денежные средства; валютные ценности; ценные бумаги; драгоценности; иные ценные вещи.
Гостиница отвечает за утрату вышеперечисленных вещей постояльца только при условии, что они были приняты гостиницей на хранение либо были помещены постояльцем в предоставленный ему гостиницей индивидуальный сейф независимо от того, находится этот сейф в его номере или в ином помещении гостиницы. Если же из этого сейфа вещи постояльца все же пропали, гостиница освобождается от ответственности за не сохранность содержимого такого сейфа, если докажет, что по условиям хранения доступ к сейфу без ведома постояльца был невозможен либо стал возможным вследствие непреодолимой силы. То есть, бремя доказывания в данном случае падает на гостиницу.
В соответствии с п. 3 ст. 925 на постояльца возложена обязанность незамедлительного оповещения администрации гостиницы о пропаже или повреждении своих вещей. В противном случае гостиница освобождается от ответственности за не сохранность вещей.
Из всего вышеперечисленного следует, в каких случаях гостиница освобождается от ответственности за утрату или повреждение вещей постояльцев:
- постоялец, обнаруживший утрату, недостачу или повреждение своих вещей, не заявил своевременно об этом администрации гостиницы;
- утраченная вещь была оставлена в не отведенных для этого местах - у входа в гостиницу, на стойке администратора (если вещь при этом не была передана непосредственно в руки работника гостиницы) и пр.;
- утраченная вещь относится к ценным вещам (деньги, драгоценности и пр.) и не была передана гостинице на хранение или помещена в специальный индивидуальный сейф;
- утраченная вещь находилась в индивидуальном сейфе, но по условиям хранения доступ кого-либо к сейфу без ведома постояльца был невозможен либо стал возможным вследствие непреодолимой силы.
Информация подготовлена с использованием
материалов СПС Гарант
Консультационный пункт по защите прав потребителей
ФФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Новосибирской области» в Карасукском районе
632862, Новосибирская область, г. Карасук, ул. Коммунистическая, 58.
тел. 8 (383-55) 33-426
эл. почта: ffbuzkarasuk@mail.ru